ImTec Consulting
На главную страницу  Контактная информация  Карта сайта

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Никого волшебства – только лозунги

В октябре в ряде регионов состоятся выборы в органы местного самоуправления. Данная статья открывает серию публикаций, посвященных политическим технологиям и ходу избирательной кампании в городах и районах области.

Велика сила лозунга. В иные времена они поднимали целые народы. Сейчас лозунги призваны, чтобы призывать избирателя на выборы, убеждать его купить рекламируемый товар. В настоящее время, почти ни одна избирательная компания не обходится без предвыборного лозунга. Фамилию кандидата избиратель запоминает плохо. Иногда даже в день выборов мучительно долго вспоминает: «Какого кандидата приносили позавчера ко мне домой?». А звучный лозунг запомнить легче и приятнее, чем, скажем, программу кандидата, которая должна быть у каждого кандидата, но которую никто не читает.
В избирательной кампании сложилось достаточно устойчивое представление о том, что такое предвыборный слоган. Это оригинальная, запоминающаяся фраза, выражающая в концентрированном виде суть компании. Основные правила для составления слогана следующие. Он должен быть кратким, динамичным, благозвучным, ритмичным. Он должен ясно и однозначно восприниматься с первого раза. Слоган не допускает двоякого толкования, он должен учитывать психологию группы, на которую направлен. И он должен быть ассоциативным и образным.
Как стояться политические лозунги? Лозунг должен отражать одну из общечеловеческих ценностей. Это могут быть общественно-полезные качества кандидата – честность («Честность – лучшая политика»), профессионализм («Доверим власть профессионалам»), порядочность, принципиальность и другие («Меньше слов - больше дел», «Работа день ЗА днем»).. Это могут быть социальные ценности – справедливость (справедливость - в каждый дом!), забота, работа (молодым – работу, старикам – заботу), труд, закон, порядок (закон и порядок). Это могут быть либеральные ценности - равные возможности, свобода, права человека («Власть должна служить народу»), предпринимательство, демократия («Демократия в опасности»). Это могут быть державные ценности – патриотизм, родина, национальные интересы (Нам нужна великая Россия», «Я подниму Россию с колен!»). В лозунге обязательно должна присутствовать эмоциональность («Приди! Сделай выбор!»). Вот почему почти во всех лозунгах используют восклицательный знак («Решения партии в жизнь!»).
Часто выбор лозунга почти никак не связан с конкретным кандидатом, его взглядами или с программой. Такие лозунги, как «Вместе мы победим», «Время действовать», «Вместе мы - сила» призваны привлечь внимание избирателя к выборам, настроить их на действие. Довольно часто хороший лозунг не отражает политических взглядов кандидата, а больше ориентирован на привлечение внимания к кандидату, пускай и в шуточной или народной форме: «Хлопоша – хороший», «Я за батьку», «Иванов – правильный ход», «С медведем в светлое будущее!», «Если хочешь быть здоров, голосуй за докторов!». Такие лозунги привлекают порой большее внимание, чем лозунги-призывы и создают положительный эмоциональный фон вокруг кандидата, что в условиях усталости населения от политики может принести больше пользы, чем призывы на баррикады. Но бывают и просто забавные лозунги. «Вы войдете в наши гробики без диет и аэробики», - таким экзотическим способом рекламировал свою похоронную фирму кандидат в мэры г. Москвы Герман Стерлигов.
Правильный выбор лозунга во многом зависит непосредственно и от самого кандидата. Например, для коммунистов основным лозунгом является слоган: «КПРФ. За достойную жизнь». Для кандидатов от «Единой России» хорошим лозунгом станут призывы, обыгрывающие слово «единство»: «В единстве наша сила». Кандидаты, переизбирающиеся на новый срок, часто используют лозунги, обращенные из прошлого в будущее: «Продолжим начатое вместе», «Коней на переправе не меняют», «Назад пути нет», «Сделано много. Предстоит еще больше», «Кандидат, которого знают по делам». Наоборот, кандидаты, которые только начинают бороться за депутатский мандат, используют отстройку от своего конкурента-депутата: «Сделаем наш округ лучше», «Город требует перемен», «Недоволен жизнью – измени ее. Приди и сделай выбор».
Тематика избирательной кампании также значительно влияет на выбор лозунга. Если в кампании остро присутствует проблема свой-чужой, можно акцентировать внимание на ней, выбрал лозунг «Выбирай наверняка, голосуй за земляка». С чем выдвигается кандидат, как в нескольких понятных словах выражена его политическая цель? На этот вопрос наилучший ответ дает не программа, а именно лозунг: «Не нравятся мне эти олигархи. Не хочешь, не ешь», «Мы за бедных. Мы за русских», «Вместе с президентом». Очень часто в лозунгах присутствуют основные ценности населения. «Честь и Родина», «Правда и порядок», отражают стремление избирателей к сильной и честной власти. «Хочешь жить как в Европе?», «За Россию и свободу до конца», - лозунги, выражающие либеральные ценности населения.
Прошедшая в 2004г. губернаторская кампания в нашей области ярко показала, что именно в лозунге все кандидаты стремились показать свою суть, кратко передать: за что они выступают. Николай Максюта – «Сильная власть - максимум успеха», «Настоящий губернатор», «За сильную власть». Николай Волков – «Почему Волков? Потому что он за нас», «Губернатор путинского призыва». Олег Савченко - «Сильный губернатор – процветающая область». Евгений Ищенко – «Человек, который работает», «Волгоградский прорыв», Евгений Голубятников - «Здесь вам не Кавказ». Владимир Горюнов - «Назначен временем». Андрей Попков – «За область. За жизнь. За тебя». Анатолий Попов - «Работаю на результат», «Часы экономики должны ходить точно».
Кампания без лозунга выглядит странно и бесцветно. Иногда кандидаты используют совершенно разные лозунги. Понравилась какая-то фраза - они ее ставят в листовку. В другую листовку - другую понравившуюся мысль. Побольше умных фраз. Но в том-то и назначение лозунга, чтобы одной фразой как можно ярче выразить все те идеи, которые кандидат хочет донести до избирателя. Если кандидат борется с коррупцией, значит, и лозунги у него должны быть соответствующие: «Мы разберемся с мафией», «Мы - за чистые руки», «Остановим коррупцию». Особую опасность для избирательной кампании представляют множественность лозунгов кандидата. В условиях скоротечности кампании и значительного количества агитационного материала несколько лозунгов просто не запомнятся.
Лозунг вполне применим и для борьбы с конкурентами. На выборах в Нижнем Новгороде для борьбы с Андреем Климентьевым активно использовались лозунги «Нижегородская область в опасности!», «Феи за Андрея!». В Тюменской области был выпушен плакат с фотографией семьи губернатора с лозунгом «Они получили от жизни все! А вы?». Довольно известные лозунги времен выборов президента России 1996 г., направленные против Геннадия Зюганова: «Купи еды в последний раз», «Голосуй или проиграешь».
Приведем несколько примеров неудачных лозунгов. Кандидат в губернаторы Александр Галда решил обыграть свою звучную фамилию в лозунге «Все галдят. Галда делает». Сами по себе щиты с фотографией кандидата с растительностью на груди и топором, конечно, привлекали внимание избирателей. Но вызывали они скорее негатив, чем позитив. Щиты вызывали недоумении, а потом и отторжение от такой рекламы. Упор на фамилию Галда и слово галдят вызывали прямую ассоциацию между этими двумя словами. И человек запоминал одно – Галда галдит. Станислав Говорухин в своей президентской кампании использовал лозунг «Вор должен сидеть в тюрьме». Сама концепция данного лозунга вызывала определенное положительное отношение у избирателей: «Наворовались народного добра – посадить их в тюрьму». Но представьте себе, что некий кандидат выпускает плакат или листовку со своей фотографией и надписью внизу – «Воров к ответу» или «Вор должен сидеть в тюрьме». Такой плакат естественно вызовет неоднозначную реакцию избирателей. Кто вор – сам кандидат?
В избирательной кампании по выборам губернатора Волгоградской области Олег Савченко выпустил плакат с лозунгом «Сильный губернатор – процветающая область». Сам плакат и лозунг просто отличные. Но ошибка кандидата или его политтехнологов заключалась в том, что в тот момент другой кандидат Николай Максюта уже раскручивал лозунг «За сильную власть. За Николая Максюту». Образ сильного кандидата был уже занят действующим губернатором. И как следствие, Олег Савченко проиграл выборы.
Политическому лозунгу столько же лет, сколько и политике. «Хлеба и зрелищ!», - скандировали в Риме. Со словами: «За Родину! За Сталина!» в годы Великой отечественной войны солдаты шли в бой. Под лозунгами «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим» свершалась Октябрьская революция. В годы гражданской войны народное творчество украшало заборы и фасады зданий словами: «Смерть буржуям!», «Долой интеллигенцию!». А Владимир Маяковский умудрялся даже писать лозунгами целые стихотворения. Да не иссякнет фантазия кандидатов и политтехнологов на предстоящих выборах.
Виктор Сабуров




Copyright © ImTec consulting