ImTec Consulting
На главную страницу  Контактная информация  Карта сайта

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

26 февраля 2009

Народ и выборы, кто кого…?

1 марта закончится одна из самых неинтересных избирательных кампаний в Волгоградской области. ИА «Высота 102» опросило экспертов и попыталось подвести итоги кампании по выборам депутатов Волгоградской областной думы.
Избирательная кампания по выборам депутатов Волгоградской областной Думы практически завершена. Многие полагают, что остались лишь небольшие формальности  в виде итоговых протоколов, хотя по своей сути, эти выборы в целом можно охарактеризовать как одну большую формальность. Ничего запоминающегося, интересного, никакого накала страстей этой зимой ни эксперты, ни избиратели не наблюдали.
Странное затишье, пассивность политических партий и кандидатов еще более странно на фоне прогрессирующего экономического кризиса. Казалось бы, ухудшающаяся экономическая ситуация – поле для раздолья оппозиции, но ничего существенного оппозиционные партии не показали. Пассивно и предсказуемо вела себя и партия власти, хотя наверное подобная «замороженная» ситуация именно ей и была наиболее выгодна. В целом создается впечатление, что практически все согласны на свой процент и для вида только обозначают борьбу. Предпосылки того, что кампания будет протекать именно так, были заметны еще на этапе выдвижения кандидатов. 
 

Найди себе партию…
Списки вероятных кандидатов стали вырисовываться в ноябре прошлого года, и еще до их окончательного формирования стало понятно, что, во-первых, практически никаких новых интересных фигур волгоградцы на предстоящих выборах не увидят, а во-вторых, то, что сильных независимых одномандатников способных бросить вызов партийным кандидатам не будет. Все действующие лица попытались вписаться в ту или иную партию, те же, кому это не удалось – попросту сошли с дистанции и не стали ломать копья.
Списки партий, правда, формировались не без проблем, наиболее заметная борьба происходила в стане единороссов. Многие региональные политики, посчитав, что выдвижение от партии власти способно гарантировать им место в областном парламенте, проявили максимум усилий, чтобы попасть в заветное число кандидатов от «Единой России». В этой же связи активизировались некоторые политические группировки, имеющие влияние на региональное отделение партии. Так, по ряду кандидатских позиций произошло некоторое столкновение интересов, в результате которого явным победителем все же не вышел никто. Те же, кому место в стане партии Путина было заказано долго не думая, решили попытать счастья у оппозиции. Кстати такого количества перебежчиков из партии в партию перед выборами не видел, наверное, не один регион РФ. Кандидаты, которые в 2003 году избирались как единороссы теперь идут как сторонники Миронова, бывшие эсэры, наоборот оказались в стане «Единой России», а про бывших коммунистов в лагере ЕдРа лучше вообще не говорить. В общем, каждый, кто хотел - нашел себе партию. Немножко, правда, не рассчитал со своим переходом бывший кандидат от «Справедливой России» Виталий Шестаков, суд аннулировал его регистрацию. На остальных нестойких партийцах переходы пока никак не сказались, а скажутся ли вообще – покажут выборы.
 
Расстановка сил
То, что сила, как это обычно бывает в последнее время, будет на стороне «Единой России» не сомневался никто. Партия власти собрала на этих выборах достаточно мощную команду кандидатов, костяк которой составили действующие депутаты областной думы. Для усиления в списки было включено несколько «денежных мешков», а также возвращены выпавшие на время в «эсэровскую сторону» Полицимако и Латышевская. За спиной команды единороссов – административный ресурс, в лице команды губернатора, мэров Волгограда и Волжского, глав районов. Казалось бы на руках все козыри. Но именно это ощущение всемогущества с некоторыми кандидатами-единороссами все-таки еще может сыграть злую шутку. Упование только на административный ресурс, желание проскочить без собственных креативных, организационных и финансовых затрат кое-кому вполне еще может выйти боком 1 марта, особенно если учесть что даже первое место в региональной группе не гарантирует депутатского мандата.
Кстати, эта самая надежда на партийный и административный ресурсы стала еще одной причиной общей невзрачности предвыборной кампании. Дело в том, что в этой кампании практически сведено на нет участие профессиональных технологов, основная масса кандидатов понадеялась на собственные силы или помощь партий, некоторые привлекли на работу местных технологов. Отсюда – блеклая агитация, отсутствие «фишек» и нестандартных ходов.
Вторую по силе команду удалось собрать лидеру эсеров Олегу Михееву, под знамена которого встали даже некоторые действующие депутаты из числа не попавших в список ЕдРа. Правда в отличие от «Единой России», у которой в первой тройке партии все-таки оказалось две относительно известные фамилии, первая двойка «Справедливой России» сильной не выглядит, роль Михеева, идущего «паровозом» в ней очевидна, а Олег Пахолков раскрученной фигурой не является даже в масштабах города.
Следующая по силе партийная команда – КПРФ, она не столь яркая как у предыдущих партий, но зато в ней остались только самые стойкие. Среди стойких оказались депутаты областной Думы, депутаты Волжской и Камышинской городских дум, а также двое глав муниципальных образований – Романов и Галичкин.
 
«Единая Россия»
Основная масса единороссовских кандидатов понадеялась на пресловутый административный ресурс и высокий рейтинг партии, серьезно вложиться в выборы решили только единицы. Для некоторых такое поведение было вполне оправданным, поле для них было зачищено еще до официального старта кампании. Зачем вкладывать деньги, если бороться не с кем? Серьезная конкуренция ожидала единороссовских одномандатников только в нескольких округах. Многие не смотря на серьезный ресурс,  не верят в победу кандидата Лунева идущего по Красноармейскому округу, не совсем ясна ситуация в Михайловском и Урюпинском округах, а также в Тракторозаводском районе Волгограда где против единороссов выдвинулись достаточно сильные фигуры.
Очень интересная ситуация может возникнуть и у списочников, как уже говорилось ранее, первые места в региональной группе совершенно не гарантируют прохождение в областной парламент, поэтому под угрозой в большей  степени оказались волгоградские списочники, в городе «Единая Россия» наверняка наберет несколько меньше чем в районах области. Так что, можно предположить, что борьба за места в региональном парламенте среди однопартийцев усилится после 1 марта.
Сама избирательная кампания партии более чем предсказуема, ничего примечательного партия власти так и не продемонстрировала. На лицо явные организационные проблемы, есть ощущение, что значительная часть агитационных материалов кандидатов выходит абсолютно самостийно, и действия штабов не координируются. Мало того, создается впечатление, что и центральный штаб у партии не один, и что существует своего рода несколько центров силы, каждый из которых замкнут на тех или иных людей, принимающих решения и имеющих какой-то бюджет.
Слоган «Мы сможем все, когда едины!» - еще одна вариация на тему – «Сильная Россия, Единая Россия!», неплохо, но не более того. Качество агитационной продукции также не более чем удовлетворительно, тематика – привычная, с поправкой на кризис, работает только на свой электорат.
Тем не менее, «Единая Россия» безусловно, на этих выборах получит большинство, способна провести около двух третей списочников и выиграть на большинстве одномандатных округов.
 
«Справедливая Россия»
Партия Миронова на этих выборах смотрится чуть интереснее, чем конкуренты, но свой потенциал она до конца не реализовала, что, безусловно, скажется на результате. В этой избирательной кампании основной, а фактически единственный акцент эсеры сделали на распространении бесплатной полиграфии в виде агитационных газет (листовок), а также, как и следовало ожидать, агитационных модулей в газетах «Блокнот» и «Хозяйство». Партия практически целиком отказалась от «наглядки», кампании «от двери к двери», а также от проведения масштабных акций, совершенно не видно эсеров в электронных СМИ, в отличие от той же «Единой России».
Подобная тактика существенно ограничила возможный электорат, так как бесплатные газеты читают далеко не все избиратели, и тем более, на фоне обилия предвыборной макулатуры в почтовых ящиках мало кто читает блоки, посвященные выборам.
Технологами партии относительно грамотно были определены болевые точки, на которые была направлена критика – коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение, цены на бензин, повышение пошлин на иномарки. Правда два последних момента не имели ничего общего с аудиторией бесплатных газет, в которых распространялась агитация партии, так что эти достаточно выгодные моменты «Справедливой Россией» были попросту не использованы.
Какой-то нормальный процент партия, по всей видимости, сможет набрать только в Волгограде, где агитационные материалы эсеров разносились более-менее качественно. В городе-герое «Справедливая Россия» в виду практически полной пассивности КПРФ вполне может рассчитывать на второе место, но в целом по области, партия вряд ли соберет более 10%, что даст ей максимум два мандата, еще пару мандатов «Справедливая Россия» теоретически может взять на одномандатных округах.
 
КПРФ
Пассивность коммунистов на этих выборах просто поразила, вот уж кто действительно мог собрать все сливки, учитывая экономический кризис. Создалось ощущение, что какая-то планомерная работа у партии была организована только в Волжском и в нескольких одномандатных округах. В Волгограде же какой-то предвыборной агитации «красных» не ощущалось вообще. Регулярные разоблачающие заявления лидеров местного КПРФ уже на столько привычны, что на них никто не реагировал даже в политических элитах, не то что рядовые избиратели. Можно предположить, что пассивность коммунистов связана с какими-то организационными проблемами, а также с отсутствием финансирования. Тем не менее, не смотря на это, на партию может сработать низкая явка, которая на этих выборах вполне ожидаема. Электорат КПРФ все-таки более стойкий и дисциплинирована, а в районах, где явка  традиционно выше, за коммунистов голосуют охотнее, чем за другие оппозиционные партии.
 
Другие
Хороший процент вполне по силам набрать ЛДПР, хотя кампанию партия также ведет, так сказать, незаметно. Правда, в условиях слабого финансирования партия выбрала единственно возможную правильную тактику – акцент на личности вождя, возглавившей региональный список. То, что Жириновский идет в списке «паровозом» мало кого из его сторонников волнует, процент партии также может прибавить и протестный электорат. Вялая, неинтересная кампания всех партий, отсутствие графы «против всех» работает на ЛДПР лучше любых листовок.
Еще один участник избирательной гонки – партия «Патриоты России», на этих выборах практически никак не себя не проявляет, поэтому вряд ли может рассчитывать на проходной бал и влияние в будущей думе.
 
....
Итак, ждать осталось недолго, что мы получим на выходе, станет ясно уже в ночь на понедельник. Пока же ясно одно: если выборы и дальше будут проходить подобным образом – без идей, личностей, способных конкурировать, программ и качественной агитации, проще будет от них отказаться вовсе.
 
Вячеслав Кузьменко для:

Версия для печати   Версия для печати


Copyright © ImTec consulting