ImTec Consulting
На главную страницу  Контактная информация  Карта сайта

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

04 июня 2012

Политическая реформа Медведева

В России растет  социальная напряженность. Она вызвана усталостью населения от политического режима Путина и усугубляется мировым экономическим кризисом. Попытки российской власти адаптироваться к новым политическим реалиям и  к растущему самосознанию электората нашло свое отражение в целом ряде законов, совокупность которых обозначают как политическую реформу Медведева.
 По вполне понятной причине, первым делом, власть побеспокоилась о себе любимой. Впервые за 15 лет с момента принятия Конституции РФ в нее были внесены изменения. Под благовидным предлогом повышения  ответственности главы государства и парламента перед гражданами и обществом за результаты своей деятельности в конце 2008г. принят закон N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы". Внеся изменения в Основной закон страны,  усилиями депутатов от партии власти продлены сроки полномочий президента  на два года, а народных избранников – на один год.  Необходимость поправок в Конституцию была напрямую связана с острым желанием Путина вернуться на третий президентский срок.
4 апреля 2012г.  вступил в силу  закон  N 28-ФЗ "О внесении изменений в закон "О политических партиях", принятый депутатами единогласно, что является большой редкостью для Государственной Думы.  Поправки  упростили  процедуру регистрации и деятельности партий, расширив рамки политической свободы в стране. Появление новых партий неминуемо приведет к размыванию электората оппозиционных партий, в первую очередь, КПРФ и эсеров. От создания новых политических карликов  менее всего пострадают «Единая Россия»  и ЛДПР.  Из партии власти, а также от Жириновского вряд ли кто  побежит. Таким образом, политическая монополия «Единой России»  сохранится.
Прямые выборы  губернаторов вернул Федеральный закон от 2 мая 2012 N 40-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".  По сути дела сформирована усложненная бюрократическая система допуска к участию в выборах глав регионов.
Особенность закона состоит в двух фильтрах, которые кандидатам в губернаторы необходимо благополучно преодолеть для участия в выборах. Первый - консультации с президентом РФ. Второй фильтр — муниципальный.  Кандидату в губернаторы необходимо заручиться поддержкой  от 5 до 10% депутатов муниципальных собраний, которая подтверждается путем проставления парламентарием своей подписи на листе поддержки кандидата. Указанные фильтры ставят в неравные стартовые условия кандидатов от «Единой России» и от оппозиции. Вероятность участия в губернаторских выборах самовыдвиженцев сводится к минимуму. Ближайшие выборы губернаторов  состоятся  14 октября  2012 года.
Оживленные споры среди политиков и экспертов вызвал закон о переходе на единый день голосования на региональных и муниципальных выборах. Сторонники проведения выборов один раз в год (в сентябре)  уверены в том, что это приведет к увеличению явки избирателей. Совмещение выборов, по замыслу инициаторов закона,  значительно сэкономит средства бюджетов разных уровней и кандидатов (партий). Переход на единый день голосования, якобы, позволит руководителям регионов больше времени заниматься насущными проблемами населения, не отвлекаясь на выборы.
 Из огромного числа негативных последствий принятия данного закона можно выделить следующие:
1.  Совмещение выборов приведет к общему увеличению  количества кандидатов. Большинство избирателей окажется не в состоянии «переварить» поток информации, который свалится на них. Таким образом,  значительно сужаются возможности избирателей сделать осознанный выбор.
2.     Единый день голосования значительно усложняет подсчет бюллетеней, отданных за кандидатов, и создает благоприятные условия для  фальсификации итогов выборов в пользу тех, на кого ориентирован административный ресурс.
3.     Принятие нового закона потребует определение порядка продления или сокращения срока полномочий тех органов власти, которые не будут попадать на единый день голосования. Депутаты от «Единой России», имеющие большинство в региональных парламентах и муниципальных  думах, будут  использовать это с выгодой для себя. Совершенно очевидно, что интересы избирателей в данном случае отодвигаются на второй план.

Логика  последних законов становится понятной, если иметь в виду предварительные договоренности тандема Путин  - Медведев о поочередном управлении страной.  Формирования политической конкуренции в стране лишено всяких перспектив до тех пор, пока не произойдет разделения сиамских близнецов – государственных органов исполнительной власти с одной стороны, и партии «Единая Россия» с другой.  Деятельность государственной машины направлена на сохранение большинства  партии «Единая Россия» в Федеральном собрании, региональных парламентах и муниципальных представительных органах власти.  «Единая Россия», в свою очередь, угодливо штампует в Г Д законы, консервирующие существующий политический режим. 
 Единственный цивилизованный путь выхода из этого замкнутого круга – это проведение выборов. Именно выборы служат одним из универсальных механизмов  легитимизации власти. Их прозрачность и честность являются главными показателями  развитости  демократии, выступающей гарантом стабильности в государстве. Экономя на выборах, власть снижает собственную легитимность, а это ведет к социальной напряженности. Нарастание общественного недовольства властью вкупе с коррупцией затрудняют приток инвестиций в российскую экономику и способствуют бегству капиталов из страны. Попытки сэкономить на демократии миллионы рублей оборачиваются для России потерей сотен миллиардов и грозят превратить ее в третьесортную  страну
Безусловно, наличие принятых законов лучше их отсутствия. Но их реализация в нынешнем виде не способна внести в политическую жизнь такие изменения, которые адекватно отвечали бы ожиданиям гражданского общества.  Способна ли власть услышать своих граждан и решиться на глубокие  политические и экономические реформы или она ограничится подавлением общественного недовольства с помощью полицейских дубинок? Выбор за властью.

Рашид Халиков


Версия для печати   Версия для печати


Copyright © ImTec consulting